2012-02-17

Васильковский С. Э. Мой прадед ― Грищенко! ― Кролевец, 2012.

Васильковский С. Э. Мой прадед ― Грищенко! ― Кролевец, 2012.
VSE/Private/Проза…

«Непременно должно описывать современные происшествия,
чтобы могли на нас ссылаться»
А. С. Пушкин

Я давний сторонник теории ноосферы Вернадского и его «живого вещества», но не только поэтому я стараюсь распространять знания. Есть еще одна существенная причина…
Перечитывая, разбирая каракули (писать рукой, исковерканной ревматизмом весьма затруднительная вещь!) и вдумываясь в вехи жизни своего пращура, мне о многом пришлось задуматься. Мне довелось рассуждать не только о его жизни, о той обстановке которая его окружала, о том, кто с ним дружил и как он к ним относился. Я размышлял над стилем его мышления, о его воззрениях на ту или иную проблему (напр., революционные потрясения во Франции за период 1969-1970 гг. и не только). Я погрязал в генеалогическом древе нашей семьи, окунался в даты (94 года жизни ― столетие!), я раздражался длительностью бытия и мимолетностью сведений о нем. Грыз французский и географические карты. Отвлекался и увлекался побочными сведениями, что уводило меня далеко от нынешнего времени и насущных дел. У меня многое не складывалось, не получалось, не высвечивалось, не укладывалось в голове. Я неоднократно подвергался унынию и озлоблению. Но вопросы, заданные прадедом, не отпускали и в то же время подсказывали мне многое. Они направляли, ― они озадачивают и раздражают до сей поры. Можно даже сказать, что они выбивают меня из обыденной колеи.
Мои отношения с прадедом складывались постепенно, нервно и противоречиво… Месяцы возле небольшого архива (всего лишь увесистая папка), сотни часов возле экрана компьютера и рысканья по меркантильному интернету, разочарования и находки… Всё это не прошло для меня даром. Моё близкое окружение (в том числе и мама) не совсем понимали, зачем мне эту нужно!?. Я, честно говоря, и сам не совсем понимал, что мною движет?!. Я так же не понимал, зачем и для кого Грищенко это делал?!. Однако я продолжал свои изыскания и не прекращал усилий по упорядочиванию сведений о своём родственнике. Мне пришлось на деле понять слова Пушкина «какая сладость следовать по стопам размышления великих».
Отдельным и весьма ощутимым усилием было избавиться от зависти, ― в смысле, разбогатеть на наследии прадеда… Через это тоже пришлось перешагнуть не без его помощи. Как-то мне помог его задорно-весельчаковый оптимизм, беззаботность в отношении сиюминутного (он очень мало упоминает о лишениях в своей жизни, а это многое мне рассказало о его отзывчивой душе!). В этом также очень сильно (!?) помогли окружающие, околдованные тем же желанием наживы. Их желания относительно «полапать и хапнуть» сокровенное, очень многому меня научили…
От гордыни долго приходилось ускользать и откараскиваться (иначе и не скажешь). До конца смыть её не удалось, но она уже не мешает моему взору. Отвлекает, но уже не мешает.
Во многом я его осуждал (даже корил с юношескою пылкостью и рвением), что-то просто не мог оценить (то ли от скудости ума, то ли от нежелания и нигилизма), а что-то и вовсе пропускал «мимо ушей и глаз»… Я до сих пор многого о нём не знаю.
Всё же постепенно осуждения мои превратились в рассуждения и я начал понимать!.. До меня дошло наконец-то, что нет у меня претензий к почившему в бозе.
Со временем я мог уже с ним разговаривать…
И вот мы перешли на «ты». Мы, с возрастом, оба стали спокойнее ― он в свои 128 и я ― в 47…
И теперь ― я его правнук.
Но у меня остались множество вопросов и желаний к прадеду, которые и подвигают меня расследовать и писать! Вот та, основная причина, помимо всего прочего, что заставила меня самого стать мудрее, обрабатывая эти великолепные материалы.
Кролевец, 2012-02-17/05:04

Я не могу обойтись без благодарностей.
В первую очередь, это конечно сам пращур! Ему отдельное и серьезное благодарение. Остальным родственникам, само собой, volens-nolens помогавшим в постижении сути, даже и не знаю, как сказать «спасибо»!?. Всё же ― низкий мой поклон они заслужили непременно.
Во-вторых, это все мои родственники и близкие, которые пособили не только информативно, но и прилагали немало усилий (в основном, терпение и терпимость) для создания необходимого настроения и условий для работы. Мало того, Вера Петровна Ладецкая (моя тётя), очень много обработала и упорядочила имеющегося материала, перевела письма с английского и французского, а главное, всё это сохранила, и я смог этим воспользоваться в полной мере и безо всяких ограничений плодами её неоценимого труда.
В-третьих, с особой теплотой, вспоминаю своего учителя и директора школы № 01, СЕРЕЖЕНКО Михаила Игнатьевич, который всю свою жизнь выполнял колоссальный краеведческий труд, в т. ч. и в отношении Грищенко А. В.
Всерьез, с архивным подходом, помог заниматься проблемой Грищенко, рано ушедший из жизни, наш земляк, ― академик ЧЕРНЯКОВ Борис Иванович (1946 ― 2010).
Немало усилий приложил к моему прозрению наш кролевецкий музейный архивариус ― КАРАСЬ Анатолий Владимирович.
Кролевецкий филиал общества «Просвіта» предоставил многие вещественные материалы, касающиеся Грищенко.

12 комментариев:

  1. Ну уж порадовали Вы меня своей статьёй. Экий Вы молодец, низкий Вам поклон лично от меня.Только я собралась опубликовать свой рассказ о моём деде, я его всё переписываю, как же лучше о нём написать, открываю сегодня вашу страницу и такая прелесть.Я обожаю людей, которые вот так относятся к памяти о своих пращурах.Не пишу дневников, так как думаю, что их и читать потом никто не будет. А теперь вдруг подумала, а ну как такой у меня внук или правнук окажется, да и захочет бабкины рассказики почитать, а о чём эта бубулька думала, мечтала, может и поговорит со мной мысленно, поспорит.Да Вы же, Васильковский, просто счастливчик, сами не понимаете каким богатством вы владеете, духовным конечно, а это не мало для человека. Вот у меня только несколько фото и в памяти обрывки рассказов через десятые уста и я с этим живу и дорожу хоть какой-то информацией о моём деде, я так-же по спутниковой карте прошлась по всем тропинкам и дорожкам, по которым ходил мой дед, мы привезли маленького сына в деревню, в которой оставались несколько срубов, но мы ходили по ней, как по Египетским пирамидам и дышали тем воздухом старых времён, вот и всё наследие.А вы и вправду счастливчик, с вами говорил пращур, наверняка он о вас думал и догадывался, что вы будете у него.Ещё хочу сказать, раз у вас столько в наличии материала, святейшего, я бы сказала, ибо память можно отнести к святым побуждениям человека, то почему бы Вам не попробовать создать такую страницу и писать дедовы записи и свои суждения или своё отношение к какому то интересному событию, к его мыслям.Было бы интересно почитать и порассуждать вместе с ним и с вами.И ещё, вы пишите, что многое поменялось в ваших понятиях и видениях дедовых записей, уверяю, что лет через 10-это будет ещё всё по-новому, пока вы сами не достигнете той мудрости, какой достиг он. Это же , как настольная книга, проходят годы, многое изменяется и каждый раз всё будет актуально. Я недавно посмотрела, почти забытый фильм нашего детства, "Нахалёнок" по Шолохову, это же совсем другой фильм в моём восприятии, чем был в детстве, но такой же актуальный. Пересмотрите его на досуге, рекомендую всем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день кузнице кадров!
      Спасибо!
      Я веду дневник с 1980 г. - почти весь он здесь, в блоге, кроме интимных и очень личностных вещей (которые не на показ при жизни...) Я не только себе настоятельно рекомендую вести дневник, но и другим. Меня, правда, никто никогда не слушал и не воспринимал по этому поводу всерьез. Поскольку человек я с юмором, то думают, что большей частью я шучу. Но в каждой шутке только доля шутки, не правда ли!?.
      Короче говоря, я дневник веду только для себя, большей частью только в угоду себе. Как это выглядит на самом деле. Когда я пишу в дневнике, я оттачиваю свой взгляд на окружающий мир и ничего более. Вот, со временем начало получаться так, как получается (в том смысле, что не мне же судить!). Так что всё это только для себя, родимого.
      Так что ведите дневник - по-моему, как Вы поняли, это здорово! - а уж будут ли читать или не будут... я над этим не задумываюсь. Я просто знаю другое - интересных людей гораздо больше, чем мы думаем. Другое дело, что они вести себя не умеют и не хотят учиться (но это ж не только их вина). Так что если Вы не мешаете никому (а я в этом почти что уверен! почему-то!?), то ведите для себя и тогда вы "станете криком тех, чьи сердца разбиваются молча" (это ВЕЛИКИЙ Бернард Шоу!).

      Удалить
    2. Продолжаю...
      Я уже Михалычу (теперь обзываю его аббревиатурно, модно чтобы было, ЮМаК!) написал адресок моих изысканий и Вам: http://vse.eu5.org/index.php/grish.html. У меня же не только блог, но личный сайт имеется. Я же был преподавателем в Глуховском Национальном университете. Пытался молодёжи проложить туннель в образование через интернет, прекрасно помня свои трудности с учебниками и библиотечными мытарствами. Заодно мне местный программист заделал страничку под прадеда (она ждала своего времени 4 года). Так что милости прошу еще и на сайт. Там есть раздел "Новости VSE", в котором я тоже изголяюсь над окружающим. Да, в общем, есть куда кинуть оком, если интересно.
      Только ведь нынешнее племя более любит клубничку и КОРОТКИЕ приколы (по-современному, шутки), а не глубокие вещи, поэтому мало читают, - устают на третьем предложении...

      Удалить
    3. Сергей, замечательно написал ты об этом, я думаю также. Просто мне раньше мешала очень любовь, потом нищета, потом водка, а потом все вместе. Теперь вроде устаканилось, и начался новый этап. Так у меня даже линия жизни из двух частей, ну что тут сделать?!

      Удалить
  2. Как хорошо - иметь удовольствие читать вот таких людей. Жду новых публикаций, обязательно пересмотрю фильм, Валя. Сергей, так что теперь. В 5 утра вышло эмоционально и ясно о том, чем занимался, что волновало и вдохновляло. А теперь? Что собираешься делать? Будет книга??? Или уже есть??? Когда можно будет начать чтение. Я готов купить первый экземпляр, с автографом... Или я может не дочитал чего??? У меня к сожалению, с предками тоже дохлый номер. Прадед умер, и был крестьянином, по отцу вообще никаких сведений, от бабушки скудно, а вот родни много в 2о-ые уехало, потому родной брат моего прадеде по отцу был экономистом, что в те времена, как академик, так вот он в 20 годах вынужден был бежать, сначала во Францию, а потом в Штаты. Там Курнатов сейчас больше, чем на Украине, но я не искал...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Книга... Да ты, ЮМаК, сильно глубоко копнул... Пока только опубликовал почти что 500 документов, которые собрал по деду: http://vse.eu5.org/index.php/grish.html. Этого, по-моему, на первый взнос достаточно. Вот и булькнула данная заметка под утро!.. Безусловно, что буду продолжать публиковать, но это отнимает много (очень много!) времени, а меня уже начали тормошить больные... Вот только что вернулся из "походеньок"... - больница ж пиздец!.. + звонят же ... по поводу онихомикоза, поноса, даже по поводу родничков у новорождённых - я честно говоря заебываюсь отвечать на эти глупейшие вопросы...
      Напрасно не ищешь корни в США, - как видишь, преинтереснейшая и занятная вещь. Я, например, знаю по бабушкиной линии свой род до 7-го колена. Люди (не только богема, как мой прадед) очень интересны. У меня дед был одним из первых воспитанников колонии Макаренко. Орденоносный (Трудового Красного Знамени) токарь тех времен. Погиб, правда, рано. О таких тогда говорили, как о космонавтах - такая была "высота" полёта. По батиной линии, к сожалению, выяснить, наверное, ничего не удастся - не идет батя на контакт (м. б., и вправду ничего не знает о своей семье).
      И вообще, не уводи меня в сторону от моих шаманских камланий и Людмилиного пальца в чернилах!!! Про экзамен пиши. Кстати, сегодня пользовал 80-летнюю больную - возможно, понадобится помощь по лекарствам. Перечитай моё письмо от 2012-01-18÷19 (3 глава).

      Удалить
  3. Сгрузи Skype - и поговорим, ну чего му-му тянуть за хвост, завтра и передам, если что, ведь идут почти две недели!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, что я тебе по этому поводу - му-му, а что же еще!?. Я ему говорю, что нужно прочитать письмо, в котором обо всём четко сказано! А он мне: му-му... Не хочется же оглашать на весь мир (это и о правде также!). Зачем кролевецкому рогатому скоту знать, чем мы с тобой втуне занимаемся!?.
      Кроме того, я тут попытался отснять тебе видеоролик с песней - около 20 съемок (сеансов) произвел и ужаснулся, - ничего не получилось, - деревянный я какой-то! Нефотогеничный, косноязычный и косорылый... Мраки... Какой тут к черту СКАЙП!?.

      Удалить
    2. Ой, интересно!!! То у тебя завышенные требования и перфекционизм. Не только же готовые произведения, но и черновики гениев имеют право быть узнанными поклонниками...

      Удалить
  4. И ещё... Внизу, где ты, сайт и мы, читатели, почему не даш ссылку href target - oткрыть в новом окне? А то заглавными буквами твой сайт, его URL, чуть ниже подчеркнуто, но это не ссылка. Значит я каждый раз копирую и вставляю сам. Мне не трудно, но сделай - и я буду переходить одним кликом. Заранее благодарен.

    ОтветитьУдалить